Меню сайта
Категории раздела
Информация [0]
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Из истории Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 КОМИТЕТ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА

 

ИНФОРМАЦИЯ предоставлена ОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА

РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

С октября 1982 года областной комитет Профсоюза возглавляет Александр Емельянович Шрам, 1941 года рождения, педагог по образованию, учитель, зам. директора по учебно-воспитательной работе, инструктор отдела науки и учебных заведений Омского обкома КПСС. На должность председателя  рекомендован будучи заместителем  заведующего отделом народного образования  Омского облисполкома и трудится по настоящее время. «Отличник народного просвещения РФ», «Отличник просвещения СССР», имеет почетное звание «Заслуженный учитель школы РФ», знак ФНПР «За активную работу в профсоюзах».

О ПРОФСОЮЗНОМ ДВИЖЕНИИ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Первые сведения об организации, объединяющей работников сферы образования в России, относятся к 1905 году. С 7 по 10 июня проходил Учредительный съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, на котором присутствовали 147 делегатов из 81 местной группы учителей, объединяющей 4668 членов. В декабре 1905 года состоялся II Съезд союза, а в 1906 году – III Съезд.

В августе 1917 года организация приняла название Всероссийский учительский союз (ВУС). В связи с тем, что политическая деятельность ВУС была направлена против Советов, революционные элементы учительства вышли из Союза и создали Союз учителей-интернационалистов (СУИН), который к 1919 году объединял 12000 учителей.

Зимой 1918 года в связи с контрреволюционной деятельностью правительство РСФСР приняло постановление о ликвидации ВУС. Состоявшийся после этого II Съезд СУИН высказался за скорейшее создание Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры. Учредительный съезд нового союза состоялся 28 – 29 июня 1919 года в г. Москве. На нем присутствовало 277 делегатов от 32 губерний, которые приняли решение о вхождении просвещения в общее русло советского профессионального движения. В организации и становлении профсоюза  приняли участие В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская.

В период существования СССР профсоюз проходил стадии разукрупнения и объединения, в него входили и выходили работники культуры, науки, печати, искусства. В отличие от международной практики членами профсоюза были и остаются студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений.

С распадом СССР, крупными политическими и социально-экономическими преобразованиями в обществе началось радикальное обновление профсоюзов России, формирование самостоятельных отраслевых и региональных профцентров.

Совершенно на новой основе на состоявшемся 26 – 27 сентября 1990 года Всероссийском учредительном съезде было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР (в дальнейшем Российской Федерации), принят Устав Профсоюза, избраны его руководящие органы. Первым председателем Профсоюза был избран Владимир Михайлович Яковлев.

В этом виде профсоюз в России  действует и сейчас.

С момента своего создания Профсоюз 9активно представляет и защищает социально-трудовые права и профессиональные интересы учителей, воспитателей, преподавателей, студентов и других членов Профсоюза отрасли. В том же году Профсоюз вступил в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР).

В настоящее время Профсоюз работников народного образования и науки РФ объединяет 77 территориальных организаций, 21 республиканскую, 6 краевых и 50 областных, в которых 4 миллиона 835  человек, членов Профсоюза., что составляет 91% от числа работающих в  отрасли и студенческой  молодежи.

В апреле 1993 года наш Профсоюз совместно с профсоюзом работников здравоохранения РФ и Российским профсоюзом работников культуры создали Ассоциацию профсоюзов работников бюджетной сферы РФ для координации действий по защите профессиональных, экономических, социальных прав и интересов работников непроизводственной сферы, развития отношений между профсоюзами, более эффективного их взаимодействия с Правительством РФ.

С 1 июня 1995 года Профсоюз является членской организацией крупнейшего международного объединения – Интернационала образования, объединившего 258 учительских профсоюзов из 140 стран мира. Кроме того, установлены рабочие отношения практически со всеми европейскими учительскими организациями. североамериканскими и рядом азиатских учительских профсоюзов. Это открыло выход на межгосударственные организации - ЮНЕСКО, МОТ, Всемирный банк.

Благодаря совместным действиям с Интернационалом, Профсоюз работников образования стал единственным из российских профсоюзов, который добился рассмотрения в Международной организации труда (МОТ) жалобы на российское правительство в связи с невыплатой заработной платы. В самые тяжелые годы (1997 – 1999) на международных конференциях труда правительство отчитывалось о принимаемых мерах по этому вопросу в присутствии делегаций из 150 стран.

В апреле 1995 года состоялся II съезд Профсоюза, на котором были приняты решения о дальнейших действиях по отстаиванию законных прав работников образования, консолидации Профсоюза, развитию и становлению подлинного профсоюзного движения.х)

ИЗ  ИСТОРИИ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ  ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Омская областная организация работников народного образования и науки – одна из старейших в Сибири. Союз учителей вырос из Общества взаимопомощи учащим и учащимся, которое было организовано еще в 1895 году. Первые годы становления проходили нелегально. На учительский съезд в Петербурге в 1905 году направляется делегат П.Е. Шостак.

                В начале 1917 года создается Омское учительское общество как профессиональная организация учителей. Губпросвет принимает меры по улучшению положения работников школы – добивается выделения фонда одежды и продовольствия. В важнейших политических начинаниях участвуют на продфронте в 1921 году 50 мобилизованных просвещенцев, более 200 – в красноармейских школах, почти 50 членов профсоюза привлекаются для сопровождения маршрутов с хлебом. Деятельность союза активизируется.

                Окончательно сформировавшийся в начале столетия Профессиональный Союз работников образования стал заметным общественным явлением прошлого столетия, во многом способствовал становлению и развитию государственной системы образования за все годы своей деятельности.

                Не оценим вклад учительского союза в дело ликвидации неграмотности, помощи голодающим, подготовки и поддержки педагогических кадров – в решении многих проблем, с которыми столкнулось советское государство в 20 – 30-е годы.

                При непосредственном участии и содействии Профсоюза развивалась сеть общеобразовательных школ (в том числе школ рабочей молодежи), дошкольных учреждений. Открывались дома детского творчества, клубные учреждения. Учительству передается одно из лучших зданий в центре Омска для Дома Учителя.

                Много сделано для мобилизации усилий педагогических коллективов на поддержку Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Под руководством обкома союза организуется сбор средств в фонд обороны страны, оказывается помощь эвакуированным детям. Предмет особого внимания - контроль за магазинами, столовыми и пунктами питания, подсобными хозяйствами, снабжением работников продуктами и предметами первой необходимости. Активно поддерживалось индивидуальное и коллективное огородничество, в том числе посадка картофеля и разведение домашних животных и птицы. Учительство Омской области вместе с воспитанниками  участвует в уборке урожая, весенне-полевых работах.

Предусматриваются средства профсоюзного бюджета и фонда социального страхования с целью финансирования на нужды обороны страны, обеспечение деятельности госпиталей, детских домов, материальную помощь  семьям, из которых педагоги призваны в армию, а также эвакуированным в Сибирь.

В тяжелые годы Великой Отечественной Войны  не забывали о детях: подготовка к праздникам, приобретение елочных украшений, выделение  подарков, выдача талонов на питание ослабленным учащимся, путевок в пионерские лагеря и на оздоровительные площадки.

Организован сбор теплой одежды и других вещей для бойцов Красной Армии. Особое значение придается организации и проведению массовых субботников и воскресников, средства от которых также передаются в фонд обороны.

                В послевоенные годы главным стратегическим направлением в деятельности нашего профсоюза и трудовых коллективов являлась производственная работа, повышение ее эффективности. С этой целью уделялось особое внимание выполнению планов экономического и социального развития народного образования и науки. Прежде всего – это реализация школьной реформы, подготовка квалифицированных кадров.

                Работники просвещения и высшей школы проявили активность по перестройке системы народного образования и укреплению связи школы с жизнью, с производством.

                В 1963 году в Омской области завершена реорганизация семилетних школ в восьмилетние, 128 школ реорганизованы в 11-летние трудовые политехнические школы с производственным обучением.

                Увеличилось количество школ и учителей, успешно решающих одну из важнейших педагогических проблем – ликвидацию второгодничества. В августе 1963 года обком Профсоюза совместно с Облоно провел областной Слет учителей, работающих без второгодников.

                На первый план выдвигаются вопросы социалистического соревнования, которым были охвачены все коллективы отрасли. На его основе решались проблемы повышения оплаты и условий труда, социально-бытовые проблемы работников образования.

                Принимались социалистические обязательства по подготовке общеобразовательных школ к новому учебному году, осуществлению всеобщего среднего образования молодежи и улучшению условий работы сельской школы. Работники просвещения области дважды за 10-ую пятилетку по итогам Всероссийского соцсоревнования получали Переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР И ВЦСПС.

                Коллективы педагогических училищ включились во Всесоюзное социалистическое соревнование за повышение эффективности  и качества работы, успешное выполнение заданий Х-ой пятилетки. Лучшим было признано педагогическое училище № 1. Ему вручается переходящее Красное знамя Минпроса и ЦК Профсоюза отрасли.

                Широкое развитие получают смотры-конкурсы по охране труда и культуре производства, организации труда и отдыха студентов.

                Призовые места во Всероссийских конкурсах присуждаются коллективам Омского машиностроительного института (ныне Омский государственный технический университет), Автомобильно-дорожного института (СибАДИ).

                Удалось в короткий срок мобилизовать профсоюзный актив на активизацию деятельности профсоюзных организаций, особенно первичного звена. В практику прочно вошли проводимые в системе выезды работников аппарата, актива непосредственно в первичные организации. Проводятся Дни открытого письма, учеба актива.

                Коренным образом меняется содержание деятельности  профкомов учебных заведений. Получили развитие соревнования за звание «Образцовое учреждение просвещения», внедрение в практику опыта московских учителей «Реформе школы – самоотверженный труд, творчество и инициативу учителя», омских – «Каждой школе – образцовую постановку учебно-воспитательного процесса».

                12 учреждениям просвещения присвоено звание «Коллектив эффективного производства (труда), высокой культуры и образцового порядка».

Учительский профсоюз совместно с комсомолом берет на себя заботы по созданию объединений педагогов и старшеклассников, привлекаемых к производительному труду в сельском хозяйстве и промышленном производстве. В дальнейшем эти объединения школьников переросли в ученические производственные бригады и строительные отряды. В их распоряжении к концу 80-х годов было более 24 тысяч гектаров земли, 500 с лишним тракторов, 300 комбайнов, 200 полевых стационарных станов.

Минпрос, Республиканский комитет проводят в 1980 году на Омской земле Всероссийский слет ученических производственных бригад, Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам внешкольного воспитания.

Проводится совместная деятельность с Управлением образования области и города, районными отделами по подготовке школ к новому учебному году, улучшению содержания образования, условий труда учителей и учащихся, профессионального уровня, быта и отдыха педагогов.

Обком профсоюза обеспечивает социальную поддержку работников образования, рассматриваются проблемы условий и охраны труда, медицинского обслуживания, оздоровления и отдыха работающих, членов их семей, студенчества, как одну из основных задач развития профдвижения.

Создается своя база отдыха для работников отрасли и детей. При поддержке ЦК и Республиканского комитетов Профсоюза, шефов – строительного управления ТЭЦ -4, крепнут и значительно расширяются пионерские лагеря «Смена», «Екатерининский», база отдыха «Учитель», клуб юных техников, укрепляется материально-техническая база оздоровительно-спортивных лагерей вузов.

                Благодаря взаимоотношению с различными ведомствами, обкому профсоюза удавалось ежегодно в 1,5 раза увеличивать число путевок, предоставляемых работникам отрасли на санаторно-курортное лечение и отдых.

                Только в 1987 году оздоровлено 9503 работников образования и 1456 воспользовались турпутевками.

                Оздоровлению также способствовали действующие студенческие санатории-профилактории. Отрадно, что их база использовалась и для оздоровления учителей села, особенно в период их курсовой переподготовки в институте повышения квалификации. Для детей здесь организуются заезды «мать и дитя», пользующиеся большой популярностью среди работников отрасли.

                Начало активно развиваться жилищное строительство. Райисполкомами, шефскими организациями в 1987 году для работников образования выделено 1076 квартир, в т.ч. 805 в сельской местности и 228 в г. Омске. В результате целевого кооперативного строительства учителя г. Омска получили дополнительно 189 квартир.

                Деятельность первичных профсоюзных организаций активизируется. Они становятся не только организаторами соревнований, смотров, конкурсов, но и объединяют педагогов в клубы молодых учителей, мастеров педагогического труда. Омский обком профсоюза становится базовым в Западно-Сибирском регионе. Здесь проводятся семинары с председателями профкомов вузов, руководителями обкомов Профсоюза по оздоровлению работающих и студентов, организационной деятельности профорганов, председателями профкомов учреждений образования других регионов.

В соответствии с решениями I Учредительного съезда Профсоюза с начала 1991 года областная организация переименована в  Омскую областную организацию Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР (в дальнейшем Российской Федерации).

Начало нового 1991 – 1992 учебного года в системе народного образования России было отмечено небывалым прежде ростом общественно-политической активности работников отрасли. В эти годы политическая и экономическая ситуация в стране усугубила положение наименее социально защищенных слоев населения, к которым по праву отнесены и работники образования. Непомерные рабочие нагрузки при низком уровне оплаты труда и бесконтрольном росте цен на товары и услуги, неудовлетворительные условия труда, бытовая неустроенность, отсутствие надежных гарантий по разрешению наболевших социально-экономических проблем объективно подтолкнули учительские коллективы к активным  действиям в защиту своих законных прав и интересов.

По инициативе областной организации Профсоюза решением представителей трудовых коллективов в ноябре 1991 года на 1-й городской конференции избирается городской координационный совет социальной защиты, а в октябре 1992 года – областной, в состав которого входит городской координационный совет. Руководит им ветеран профсоюзного движения Л.Е. Андреева.

Президиум Омского областного комитета Профсоюза впервые принимает решение о поддержке законных и справедливых требований трудовых коллективов, поручает профсоюзным комитетам возглавить забастовочное движение педагогов. Этот период в жизни областной организации Профсоюза характеризуется как один из наиболее сложных, насыщенных заметными событиями и коллизиями.

                Основные направления деятельности отраслевого Профсоюза, его областной организации в эти годы определялись, в первую очередь, социально-экономической ситуацией, сложившейся в системе образования, проблемами, которые в наибольшей степени волновали каждого члена Профсоюза.

Самой главной, весьма болезненной проблемой для системы образования в прошедшие пять лет оставалась проблема финансирования. К 1995 году падение производства охватило практически все отрасли экономики области. Взаимные платежи предприятий сверх всякой меры заменялись взаимозачетами. Вместо «живой» денежной массы в ход пускались денежные суррогаты. Поступления в бюджет были минимальные. Возникла хроническая, длительная задолженность по заработной плате, которая, в свою очередь, стала причиной обострения социальной напряженности в трудовых коллективах, массовых акций протеста педагогов.

С проблемой задолженности отраслевой Профсоюз боролся самыми различными путями и на всех уровнях. Непрерывно велись переговоры по данной проблеме как с Правительством России, так и с администрацией области и города Омска. В ряде случаев, когда переговоры заходили в тупик, Профсоюз был вынужден прибегать к организации коллективных акций протеста, активное участие в которых принимала и Омская областная организация Профсоюза.

Именно это время явилось началом современного учительского забастовочного движения. В таких условиях единственным, кто принял на себя функции защиты учителя, помог ему научиться отстаивать свои права законными методами, стал Профсоюз работников народного образования и науки.

Только с января 1997 по январь 1999 годов более 57 тысяч работников образования города Омска и области приняли участие во Всероссийских акциях протеста.

Не менее напряженными были и 2000 – 2003 годы. Большинство коллективов учреждений образования области участвовали в проводимых  Всероссийских акциях протеста по проблемам просвещенцев.

Обком Профсоюза занял активную позицию, выражая полное несогласие с правительственным проектом Трудового кодекса. 19 мая 2000 года от имени конференции представителей трудовых коллективов направлено обращение в Государственную Думу. Проведено 409 собраний, направлено 158 писем депутатам Государственной Думы от нашего региона. Приняли участие во Всероссийском митинге  19 декабря 2000 года.

Проведен пикет зданий областной администрации, мэрии города Омска 5 октября 2000 года как участие во Всероссийской акции протеста.

Во Всероссийской акции «В защиту образования» (февраль 2001 года) проведено 900 собраний. В них участвовало 25 тысяч работников отрасли.

В резолюциях отражены требования Правительству РФ:

Обеспечить:

- равный доступ учреждений профессионального образования разных организационно-правовых форм к бюджетному финансированию;

- дополнительное повышение заработной платы не менее чем в 2 раза;

- сохранение действующего порядка назначения пенсий по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью.

Под этими требованиями подписались 40 тысяч работников, в том числе около 10 тысяч родителей.

Единые действия большинства коллективов учреждений образования и Всероссийской акции побудили органы власти, правительство решать назревшие проблемы бюджетников.

Свою роль сыграло Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину (июнь 2002 года), которое подписали 26992 участника акции из 765 организаций.

В рамках общероссийской акции профсоюзов «За достойную заработную плату и социальные гарантии» (17 октября 2002 года) в учреждениях образования области было проведено 1007 собраний, в которых участвовали свыше 32000 просвещенцев. Было направлено 186 телеграмм в адрес депутатов Государственной Думы РФ от Омской области. членов Совета Федерации РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства образования РФ.

Поддержаны коллективные действия профсоюзов, объявленные Генсоветом ФНПР, ФОП, по участию в первомайской акции под девизом «Достойная заработная плата – путь к преодолению бедности» (2004 год).

Использовался и иной путь решения проблемы – массовое обращение работников в суды по поводу несвоевременной выплаты заработной платы, методическое и консультационное руководство которым также осуществляли профсоюзные организации.

После выхода правительственных документов (сентябрь 1999 года, февраль 2000 года) участились случаи отказа Пенсионного фонда в оформлении на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью работникам образовательных учреждений. В целях нормализации данного вопроса проведены совместные совещания с руководителями Омского отделения Пенсионного фонда РФ, Главного управления образования, обкома Профсоюза. Направлены обращения депутатам Государственной Думы, областного Законодательного Собрания, в ЦК Профсоюза отрасли.

Каждодневная, кропотливая и внешне незаметная работа в органах власти и управления при широкой поддержке членов Профсоюза позволили сдержать многие, хотя и не все негативные, тенденции при формировании  расходной части областного и городского бюджетов, включать статью «заработная плата» в число защищенных статей бюджета, сдерживать иные нежелательные для образовательных учреждений и работников процессы.

Наиболее заметное, практическое применение представительской и защитной функции Профсоюза начало проявляться в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений. На федеральном уровне заключается отраслевое (тарифное) соглашение между Профсоюзом и Министерством образования. Со стороны Правительства участником соглашения выступает Министерство труда и социального развития.

К их числу относятся:

областное отраслевое Соглашение между областным комитетом Профсоюза и министерством образования Омской области на 2004 - 2006 годы;

Соглашение между управлением образования администрации города Омска и областным комитетом Профсоюза на 2003 – 2005 годы;

отраслевые Соглашения с органами управления образованием и районными организациями Профсоюза.

В рамках соглашения между управлением образования города Омска и Омским обкомом Профсоюза работников народного образования и науки на 2003 – 2005 годы обком Профсоюза и райкомы Профсоюза всех округов г. Омска в течение 2003 – 2004 учебного года провели совместно с управлением образования администрации г. Омска конкурсы педагогического мастерства среди учителей-предметников, учителей начальных классов, молодых специалистов. Высокую оценку получили: городской профессиональный конкурс молодых учителей «Открытие», муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года», областной конкурс «Учитель года», смотр-конкурс работы с молодыми специалистами администраций учреждения образования , смотр «О создании условий труда молодым специалистам».

Соглашения становятся более конкретными, направлены на защиту трудовых прав и социальных интересов работников. Учителя города Омска могут воспользоваться правом на длительный отпуск до 1 года. Утвержден порядок предоставления такого отпуска.

В большинстве территориальных соглашений определены продолжительность и порядок предоставления дополнительных отпусков, очерчен круг вопросов, требующих согласования или учета мнения Профсоюза, в том числе при назначении руководителей образовательных учреждений.

Особо внимание обком уделяет социальному партнерству со всеми уровнями власти. От слаженности работы профсоюзных активистов и администраций зависит деятельность системы образования в целом. Ощутимы результаты плодотворного социального партнерства у нас есть. В течение долгого времени своевременная выплата заработной платы и отпускных в учреждениях города была большой проблемой. Профсоюз и министерство неоднократно обращались к губернатору. В итоге финансирование зарплаты работников школ было передано на областной бюджет. И теперь эта категория просвещенцев вовремя получает оплату за свой труд.

Не остается без внимания и улучшение жилищных условий. В городе Омске 1015 просвещенцев стоит в очереди на получение жилья. За последние три года выделено 44 квартиры на льготных условиях.

Именно отраслевое соглашение, коллективный договор постепенно становятся тем инструментом, с помощью которого обеспечивается конструктивный диалог работников с органами власти и работодателями.

Количество учреждений образования, заключивших колдоговоры, возрастает. Если в 1996 году более трети организаций не имели этого документа, то сейчас практически все профсоюзные организации строят свои отношения с администрацией на основе коллективного договора. Регулярно подводятся итоги по выполнению соглашений между обкомом Профсоюза и управлением образования области и города Омска.

Основой соглашений является закрепление достигнутых положительных результатов в деле стабилизации при одновременном осуществлении мер по дальнейшему усилению защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работающих.

Поскольку решение этих вопросов зависит как от федеральных, так и от местных органов власти, то обком целенаправленно взаимодействует как с теми, так и с другими. Традиционными стали встречи профсоюзных лидеров с губернатором Омской области Л.К. Полежаевым и мэром города Омска Е.И. Беловым, их заместителями для решения вопросов, связанных с своевременным финансированием учреждений образования, улучшением условий труда, быта, отдыха, оздоровления, медицинского обслуживания работающих, оказания помощи в приобретении и строительстве жилья, определением дополнительных социальных льгот и гарантий, доплат и надбавок, поощрительных выплат различным категориям работающих, дополнительных мер для молодых специалистов и т.д. Общебюджетные проблемы обсуждаются на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношении.

Признание получила школа профсоюзного актива. Председатели первичных организаций г. Омска ежемесячно участвуют в семинарах, проводимых обкомом Профсоюза. Представители службы занятости населения, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания, мэрии города,  министерства образования Омской области и городского управления образования информируют актив об актуальных вопросах жизни трудовых коллективов. На одном из таких семинаров выступил депутат Государственной Думы О.Н. Смолин и по итогам парламентских слушаний по вопросу «О проекте Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы».

                Для профсоюзных организаций села организуются выезды работников аппарата с целью оказания практической помощи, консультаций. Руководители районных организаций проходят учебу на двухдневных семинарах, организуемых обкомом Профсоюза.

Областной комитет Профсоюза постоянно старается сопровождать свои мероприятия информацией в СМИ.

Общественный контроль за условиями и охраной труда осуществляют: техническая инспекция труда обкома Профсоюза, комиссии по охране труда при районных организациях Профсоюза и уполномо

Фотоотчеты
Вам, родители и дети!
Обидчивость у подростков
В семье "трудный подросток"
Закон Омской области
ДЕТИ - РОДИТЕЛЯМ.
Осторожно: наркотики!
Новости образования
Поиск

Copyright MyCorp © 2024